О разработке образовательной программы

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

 

1. Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со Статьей 229 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, которые включают в себя направления деятельности и определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

В соответствии со Статьей 239 Кодекса учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:

1.1. типовые программы дополнительного образования детей и молодежи;

1.2. типовые учебные планы детских школ искусств;

1.3. типовые учебные программы детских школ искусств;

1.4. программы объединений по интересам;

1.5. экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи;

1.6. индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи.

2. Содержание учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социальное развитие учащихся, укрепление их физического и психического здоровья, адаптацию к условиям современной жизни, позволяет обеспечивать реальное непрерывное образование, сохранение единого образовательного пространства и устранение потери образовательного ресурса при переходе учащихся к следующей ступени образования.

3. Примерные требования к учебно-программной документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи характеризует педагогическую концепцию деятельности объединения (клуба, студии, секции, мастерской, кружка, отряда, школы юных и т. д.) по интересам, в которой раскрываются цели, задачи, содержание деятельности, этапы реализации, последовательность их осуществления, информационное, технологическое и ресурсное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи должна соответствовать уровню образования, профилям (направлениям деятельности), современным образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения:

- принцип индивидуальности, доступности, последовательности (предполагает построение содержания учебного процесса от простого к сложному);

- принцип научности (содержание деятельности объединений по интересам должно опираться на современные научные достижения); принцип природосообразности (содержание и технология педагогического взаимодействия должны соответствовать возрастным, половым, индивидуальным особенностям учащихся);

- принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);

- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с учащимися);

- принцип результативности (что знает, и что будет уметь каждый учащийся по результатам взаимодействия с педагогом, реализующим программу);

- принцип актуальности (предполагает максимально приближенное содержание про граммы к реальным условиям жизни и деятельности учащихся);

- принцип межпредметности (междисциплинарность содержания педагогического взаимодействия, осуществление межпредметных связей);

- принцип культуросообразности (соответствие программы, времени, сложившейся социокультурной ситуации, особенности страны, региона, учреждения дополнительного образования детей и молодежи);

- принцип учета возрастных особенностей и особенностей психофизического развития учащихся.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи – это образовательный маршрут учащегося учреждения образования, при прохождении которого он может выйти на более высокий уровень дополнительного образования, прогнозируемый педагогом.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время в учреждениях образования и должна исключать общее повышение учебной нагрузки и утомляемости учащихся, соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Ответственность за реализацию образовательной программы несет учреждение дополнительного образования детей и молодежи в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Предусмотренные методы оценки результата образовательной деятельности должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональную среду и стимулировать мотивацию учащихся к познанию, творчеству.

4. Классификация учебно-программной документации.

Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи не задает строгого объема содержания образования и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания типовая программа не сковывает творческой инициативы авторов программ объединений по интересам, предусматривает для них широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение образовательного процесса, выборе.

Программа объединения по интересам (базовая и на повышенном уровне) определяет:

  • цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля (технического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, художественного социально-экономического, социально-педагогического, культурно-досугового, военно-патриотического, естественно-математического, общественно-гуманитарного или иным определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи);
  • уровни их изучения (базовый, повышенный);
  • срок реализации программы;
  • учебно-тематический план;
  • время, отведенное на изучение тем, учебных предметов или учебных дисциплин;
  • виды занятий;
  • формы и методы обучения и воспитания при реализации программы.

          Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на:

  • создание условий для развития личности учащегося;
  • активизацию процесса саморазвития;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия учащегося;
  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности; • укрепление психического и физического здоровья.

            Рекомендуем при разработке программ объединений по интересам учитывать:

           1. Нормативно-правовые документы государства и отрасли в сфере дополнительного образования детей и молодежи (Кодекс Республики Беларусь об образовании, государственные и республиканские про граммы в сфере молодежной политики, инструктивно-методические письма Министерства образования по идеологической и воспитательной работе, по организации дополнительного образования детей и молодежи и т.п.).

           2. Программа является стратегическим документом, отвечающим таким требованиям, как: актуальность (отражает стратегию образования); прогностичность; рациональность (способствует достижению цели в конкретных условиях, на основе имеющихся ресурсов); реалистичность; целостность и последовательность; контролируем ость и корректируемость.

           3. Программа должна учитывать последние достижения педагогической науки и практики; современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи; особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования.

            Программа объединения по интересам должна пройти внутреннюю экспертизу и рецензирование, быть одобрена педагогическим (методическим) советом и утверждена приказом директора учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Программа объединения по интересам на базовом уровне разрабатывается коллективами или отдельными педагогами дополнительного образования на базе типовой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и является основой деятельности объединений по интересам. Утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом соответствии с Кодексом.

Программа объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины разрабатывается коллективами или отдельными педагогами дополнительного образования на базе типовой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и утверждается Министерством образования Республики. Беларусь.

Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи апробируется в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность. Разрабатывается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодёжи разрабатывается коллективами или отдельными педагогами учреждений дополнительного образования детей и молодежи на базе типовой образовательной программы и является основой при организации образовательного процесса индивидуально.

5. Структура образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи:

1. Титульный лист.

На титульном листе рекомендуется указывать: наименование учреждения образования; где, когда и кем утверждена; название программы; возраст детей, на которых рассчитана; уровень (базовый, повышенный); срок реализации; ФИО автора (ов), год разработки.

2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, направления деятельности, возрастная категория, на которую рассчитана программа, рекомендуемые формы и методы проведения занятий).

3. Учебно-тематический план (название образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин и количество часов на каждую образовательную область, тему, учебный предмет, учебную дисциплину, общее количество часов, а также количество часов на теоретические и практические занятия).

4. Содержание (краткое изложение каждой темы, позволяющее раскрыть содержание занятий (теоретических и практических)).

5. Ожидаемые результаты (овладение новыми знаниями и способами деятельности; развитие интереса и познавательных способностей учащихся, формирование представлений, опыта творческой деятельности, формы представления результатов реализации и др.).

6. Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, конкурсов, конференций и т.д.); дидактический и лекционный материалы; методики, и др.

7. Список использованной литературы.

 

Центр